Фонд и школа "Петербургские фотомастерские"


Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
Art, фото, визуальное искусство
fotomasterskiye

«Почти шпион»: тайная жизнь Вивиан Майер




Текст Сары Коулмен (Sarah Coleman)

Кем была Вивиан Майер? О ней можно сказать то же, что Черчилль однажды сказал о России: «Россия — это загадка, завернутая в загадку, помещенную внутрь загадки». Чопорная, с иностранным акцентом, Майер работала няней в ряде семей Чикаго в 1950-70-х гг. Одним из непреложных требований, которые она предъявляла своим работодателям, было наличие надежного замка на двери ее спальни. Только после смерти Вивиан Майер обнаружилось, что эта в высшей степени замкнутая и закрытая женщина была великим уличным фотографом наравне с Элен Левитт и Гарри Винограндом. Одержимая фотографией и много снимавшая, Вивиан Майер никогда никому не показывала свои снимки, и после ее смерти тысячи их остались непроявленными.

Вивиан Майер, Vivian Maier, уличный фотограф, автопортрет, Джон Малуф, Чикаго, няня

Вивиан Майер / Vivian Maier. 10 сентября 1955 года, Анхайм, Калифорния. Из книги «Вивиан Майер: автопортреты», фотографии Вивиан Майер под ред. Дж. Малуфа. Издательство powerHouse Books

Вивиан Майер / Vivian Maier

Вивиан Майер: автопортреты

Я уже писала о Вивиан Майер, выразив уверенность в том, что мы «обречены узнать о ней больше». Сейчас наступает целая плеяда культурных событий, посвященных этому скрытному фотографу, начиная с фильма «Открытие Вивиан Майер» и заканчивая двумя ее выставками в Howard Greenberg Gallery и монографией «Вивиан Майер: автопортреты», вышедшей в издательстве powerHouse Books (в дополнение к монографии 2011 года «Вивиан Майер: уличный фотограф»).

На прошлой неделе я побывала на американской премьере фильма «Открытие Вивиан Майер», прошедшей в рамках фестиваля DOC NYC. Фильм был заявлен как «изюминка» фестиваля, программа которого включала великолепные документальные картины. Фильм, одновременно тревожащий и восхитительный, является попыткой приоткрыть завесу тайны над жизнью Майер и создает убедительный, с оттенком горечи, портрет удивительно непростой женщины. По словам Чарли Сискела (Charlie Siskel), создавшего фильм вместе с Джоном Малуфом (John Maloof), «это была бы великолепная история, даже если бы ее фотографии были просто неплохими». А то, что ее фотографии были блестящими, становится «вишенкой на торте».


Безусловно, главный вопрос, который глубоко исследуется в фильме, заключается в том, почему Вивиан Майер никогда не стремилась найти своего зрителя. Джона Малуфа, молодого человека, который «открыл» Вивиан, купив на одном из аукционов коробку с неизвестными негативами, этот вопрос буквально преследует. Он разыскивает и расспрашивает людей, у которых Майер работала, детей, которых она когда-то воспитывала, он консультируется с признанными фотографами по поводу ее фотографий.

Всплывающие подробности удивительны и иногда противоречивы. Для кого-то она была настоящей Мери Поппинс, а для кого-то — грубой и невоздержанной работницей. Майер до такой степени была осторожна с мужчинами, что можно предположить, что она удовлетворяла себя сама. Зачастую она отказывалась называть свое имя и род занятий людям, позиционируя себя как «загадочную женщину» или «шпиона».

Из всех разговоров и исследований ясно одно: Майер стала няней, чтобы питать свою фотографическую одержимость. В отличие от работы швеи, которой она была до этого, работа няни позволяла ей снимать большинство фотографий на улице. Ее выросшие подопечные вспоминают, как няня вытаскивала их из знакомых безопасных окрестностей в подозрительный и пугающий Чикаго, где бросала на произвол судьбы и неслась прочь — фотографировать.

Вивиан Майер, Vivian Maier, уличный фотограф, автопортрет, Джон Малуф, Нью-Йорк, няня

Вивиан Майер / Vivian Maier. Нью-Йорк, 1953 г. Из книги «Вивиан Майер: автопортреты», фотографии Вивиан Майер под ред. Дж. Малуфа. Издательство powerHouse Books

Хотя зачастую Майер воспринимается как чужачка, как холодный и неприветливый человек (многое в фильме завязано на ее акценте), она, несомненно, быстро находила контакт с людьми и могла быть очень убедительной. Ее безграничное любопытство заставляло ее разговаривать с незнакомцами в очередях и записывать эти беседы на диктофон. В фильме есть интригующая сцена, в которой Майер просит женщину поделиться ее мнением о политике. «Ну же, — уговаривает она со смехом, — женщины должны быть самоуверенны, так я полагаю». Эта смесь юмора, лести и интереса ясно говорит нам о том, что эта женщина знала, как добиться от людей желаемого.

Вивиан Майер, Vivian Maier, уличный фотограф, Джон Малуф, Чикаго, няня

Вивиан Майер / Vivian Maier. Чикаго, 1957 г. Из книги «Вивиан Майер: уличный фотограф». Издательство powerHouse Books, 2011 г.

«Зрителям однозначно понравится фильм», — поделился мнением режиссер Майкл Мур (Michael Moore) на вопросно-ответной сессии с директорами картины Сискелом и Малуфом, устроенной после показа. По мысли Мура, успешным картину сделало то, что «мир полон людей, которые пишут, рисуют и фотографируют и знают, что их голос никогда не будет услышан. И в то же время… никто не хочет быть забыт».

Выступление Майкла Мура не стоило бы и выеденного яйца без пары высокопарных тирад, которые он с удовольствием и предложил публике. Одну словесную гранату он метнул в обеспеченные классы, затронув кумовство («Если вы простой рабочий и у вас нет богатенького дядюшки, выбиться в люди вам будет непросто»), а другую нацелил на американскую привычку лечить психические заболевания медикаментозными средствами («некоторые из самых одаренных людей, которых я встречал, сумасшедшие… у нас бы не было искусства, поставь мы их на конвейерную ленту… в некотором смысле сумасшествие следует приветствовать, не подсаживая наших детей на лекарства»).

Сара Коулмен, Майкл Мур, Джон Малуф, Чарльз Сискел, Вивиан Майер, DOC NYC

Фото Сары Коулмен. Майкл Мур, Джон Малуф и Чарльз Сискел на фестивале DOC NYC

Малуф, напротив, был скромен и сдержан. «Я не могу не чувствовать неловкости и доли вины, выставляя напоказ работу того, кто этого не желал», — признался он. Частично эта неловкость, безусловно, вызвана тем, что он почивает на лаврах труда Майер, однако, я рада, что этим везунчиком оказался именно такой искренний и ответственный молодой человек, как Малуф. Он красноречиво отзывался о мастерстве и вкусе Майер и признался, что ее работы вдохновили его на занятия фотографией. В ответ на вопрос об авторских правах, заданный из аудитории, Малуф сказал, что достиг договоренности с ныне живущими родственниками фотографа. «Обеспечивая публикацию ее работ, ты должен каждые 10 центов, что получаешь», — подытожил Мур.

Из более чем 150 тысяч негативов, которые Майер проявила за свою жизнь, большая часть — это портреты людей и жанровые сценки. Но существенную долю также составляют автопортреты, подтверждающие предположение Мура о том, что, как и большинство людей, она хотела быть увиденной и хотела остаться в памяти, пусть даже только в своей собственной. Многие из автопортретов опубликованы в монографии «Вивиан Майер: автопортреты», а некоторые сейчас экспонируются в Howard Greenberg Gallery.

Вивиан Майер, Vivian Maier, уличный фотограф, автопортрет, Джон Малуф, Чикаго, няня

Вивиан Майер / Vivian Maier. Нью-Йорк, февраль 1955 г. Из книги «Вивиан Майер: автопортреты», фотографии Вивиан Майер под ред. Дж. Малуфа. Издательство powerHouse Books

Зеркала, окна, машины, тени на пляжах и кирпичных стенах — Майер решительно и безбоязненно вносит себя в кадр. Эмоциональный диапазон этих портретов достаточно широк. Некоторые кажутся печальными и меланхоличными — Майер обособлена, строга и одинока; на других она выглядит счастливой, а третьи — трогательно причудливы, как на том снимке, где она запечатлела свою тень на песке пляжа с мечехвостом на месте сердца.

Как пишет Малуф в предисловии к книге, пусть мы никогда не узнаем, кем на самом деле была Вивиан Майер, но мы можем взглянуть на нее через «уникальную исповедь» ее автопортретов. И в них мы видим полностью реализовавшуюся и сложную личность, порой лукавую и шаловливую, а порой — углубленную в себя и замкнутую. Даже в самой своей угрюмости и мрачности Майер никогда не переставала созидать и изобретать, выискивая уникальные точки съемки и решения, которые выстраивались в совершенную композицию.

Вивиан Майер, Vivian Maier, уличный фотограф, автопортрет, Джон Малуф, Чикаго, няня

Вивиан Майер / Vivian Maier. Чикаго, 1956 г. Из книги «Вивиан Майер: автопортреты», фотографии Вивиан Майер под ред. Дж. Малуфа. Издательство powerHouse Books

К сожалению, в жизни Вивиан Майер не было «хэппи энда». По мере старения она становилась все более эксцентричной и параноидальной, накапливая груды газет и барахла, выпрашивая дружеского участия и в то же время отгораживаясь от людей. В лечебнице, где она умерла, ее вспоминают как помешавшуюся старую женщину, одиноко сидящую на парковой скамейке. Если бы молодая Вивиан в этот момент проходила мимо, она, несомненно, остановилась бы, чтобы сделать фотографию.

Источник theliteratelens.com

http://spbphotographer.ru/2013/12/coleman_spy_vivian_maier/









?

Log in